Русское боевое искусство (Русский стиль рукопашного боя)

Эта статья — краткий пересказ статьи, рамещенной в Википедии

«Русский стиль» — собирательное название национальных видов русского рукопашного боя. Делится на «старые» (кулачный бой, борьба всхватку, борьба невсхватку, сцеплялка-свалка) и «новые» (системы Ивана Лебедева, В. С. Ощепкова, В. А. Спиридонова, Коронадского-Яковлева, Нила Ознобишина, Оперативное карате и рукопашный бой — Самойлов В.И, Маряшин Ю. У., Травников А. И.) и т. д. Также термин «Русский стиль» применительно к боевым искусствам и рукопашному бою означает направления русских единоборств, такие как славяно-горицкая борьба, тверская (северо-западная) буза, казачий бой, система РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты) и другие стили, которые самостоятельны по технике, но объединены происхождением. Среди известных школ — «Система» (А.Кадочников ), «Славяно-горицкая борьба» (А.Белов), Русское Боевое Многоборье (М. В. Шатунов), СИСТЕМА (В.Гаевский, М.Рябко, В.Васильев), «система РОСС» (А.Ретюнских), Система ШКВАЛ (Лавров А. Л.).
Основным фундаментом школ РС являются исторические русские воинские и православные традиции, многовековой опыт подготовки защитников Отечества от времён Древней Руси до наших дней. Под понятием «русское» подразумевается боевое искусство, родившееся задолго до появления Киевской Руси. Зародившись, как средство необходимой самозащиты свободолюбивого народа, искусство рукопашного боя совершенствовалось в боевых княжеских дружинах, прошло закалку Ледового побоища и Куликовской битвы.
Представителями классических видов боевых искусств принято считать (все вышеперечисленные стили) профанацией эффективности, как боевых искусств, так и спорта в целом.

История русского стиля

История русского стиля сложна и запутана, во многом благодаря тому, что отсутствуют документы, подтверждающие историческое родство современных русских систем и т.н. «древних» стилей. Есть мнение, что в X веке  кулачные бои были запрещены церковью. Все ныне существующие документы обычно рассказывают только о применении «русского боя», но нет детальных описаний его техники. То есть мы точно не знаем, каким был русский бой в прошлом, поэтому многие специалисты уверены, что попытки его реставрации сводятся к созданию современных систем, вобравших в себя опыт не только русских богатырей. Тем не менее Русский стиль - направление практически не имеющее в мире аналогов, как следствие, воспринимается именно как русское боевое искусство.
Наряду с жёсткими системами в рамках боевого раздела самбо существовала и другая система самозащиты — Владимира Спиридонова . В отличие от других основоположников самбо — Ощепкова, Харлампиева — этот человек не обладал богатырским здоровьем. Напротив, получив тяжёлое ранение, Спиридонов был вынужден делать ставку на технику и ловкость, а не на грубую физическую силу.
Система Спиридонова во многом напоминала айкидо: тот же основной принцип не мешать противнику атаковать, а в определённый момент нейтрализовать, используя его же собственную силу. Ударная техника при этом не исключалась, но тактика поединка строилась преимущественно от обороны
Для работы по Спиридонову была характерна техника, во многом заимствованная из джиу-джитсу - жёсткая, травмирующая работа против суставов.
 

Русский стиль сегодня

Русский стиль быстро завоевал популярность в узких кругах, но признание среди профессионалов получил далеко не сразу. Официальных соревнований по русскому бою практически не проводится. Однако его представители выступают на межведомственных соревнованиях, в смешанных стилях и т. п.
Распространению русского стиля боя помогают и казачьи сообщества. Например, соревноваться могут казачий круг и одна из школ рукопашного боя.
Определить Русский стиль можно по базовой технике. С одной стороны она состоит в наличии у человека некоей мягкости, расслабленности. В РС требуется чувствовать силу, работать с ней. Блоков - сила на силу, в Русском стиле практически нет. С другой стороны, для практически всех направлений РС характерна некоторая бесприемность. На тренировках упражнения отрабатываются обычно по несколько повторов (что характерно - на сверхмалых скоростях), затем идет следующее упражнение. Это приводит к тому, что у представителей РС обычно нет каких-либо заученных шаблонов поведения в бою. Есть некоторый стиль движений, который у каждого человека нарабатывается свой.
Существует также «бесконтактный бой». Многие, даже среди профессионалов, относятся к этому скептически. Бесконтактный бой на занятиях вне вооружённых сил почти не изучается в связи с отсутствием таких специалистов. На занятиях по русскому бою внимание также уделяется изучению русской культуры, истории, искусству обращения с оружием. В понятие «оружия» в «русском стиле» вкладывается иной смысл.
Отдельно следует рассматривать самостоятельное направление развития русских боевых искусств, известное как Оперативное карате и рукопашный бой КГБ СССР — (Самойлов В.И, Маряшин Ю. У., Травников А. И.). Именно это направление наиболее близко технике Ощепкова и Спиридонова. Это направление развивалось в органах КГБ СССР, и долгие годы было закрыто от посторонних.
«Рукопашный бой является невидимым оружием, которое нельзя обнаружить, пока его не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив. А. А. Кадочников»
 

Боевые искусства: